Бензопила. Конструкция, применение и особенности выбора бензопилы.

Бензопила. Конструкция, применение и особенности выбора бензопилы.

Бензопила — зачастую необходимый инструмент в обширном домашнем хозяйстве, не говоря о профессиональных пильщиках деревьев. Выбор бензопилы для новичков достаточно сложный, так как в продаже можно встретить большое количество моделей, и все они имеют свои особенности.

Уровень вибрации

Современная бензопила состоит из двух блоков – блока ручек с топливными баками и блока двигателя с режущей гарнитурой.

Блочной конструкцией бензопилы реализовывается принцип двух масс. Что дает возможность значительно уменьшить передачу вибрации от режущего инструмента на рукоятки.

Удержание тяжелого вибрирующего инструмента в руках хотя бы в течение одного часа, очень сильно нагружает руки и неблагоприятно для суставов и кровообращения. Длительная работа на вибрирующих инструментах вызывает профессиональные заболевания – виброболезнь.Вибрация – главный враг при работе с бензопилой. Производители постоянно решают главный вопрос этой конструкции – уменьшение вибрации на ручках.

При выборе бензопилы в первую очередь обратите внимание на остаточную вибрацию на ручках для удержания. Конечно, при покупке лучше всего собрать инструмент в рабочее состояние и опробовать его под нагрузкой, обратив внимание на вибрацию и другие особенности модели.
При наличии определенного опыта можно сделать вывод о качестве антивибрационной системы испытуемой пилы.Для легких любительских бензопил, которые используются лишь изредка, в течении нескольких минут, показатель вибрации не так критичен.

Масло в двигатель

Обычно на бензопиле применяется двухтактный карбюраторный двигатель. Его мощность может варьироваться в весьма широком диапазоне для профессиональных пил. Все зависит от предназначения.Для домашнего использования, как правило, выбирают пилы с небольшой мощностью.

Топливо для двигателя изготавливается самостоятельно, путем смешивания бензина марки 92 (обычно) и специального масла. Маслом в бензине смазывается поршневая группа двухтактного двигателя, ведь маслонасос в его конструкции отсутствует.

Лучше применять масло рекомендованное производителем. Конечно, можно заменить фирменное масло и обычным моторным отечественным для мотоциклов, но ресурс инструмента тогда может значительно понизиться – до 20%. Это связано с тем, что двигатели бензопил более высокооборотистые (12000 – 14000 оборотов в минуту) и форсированные, и поэтому более требовательны к качеству. Запускать двигатель на чистом бензине без добавления масла, категорически нельзя. Это выведет инструмент из строя почти мгновенно.

Пильная гарнитура

Пильная гарнитура бензопилы состоит из:

  • шины,
  • режущей цепи,
  • цепного колеса,
  • звездочки.

У каждой фирмы-производителя имеются свои конструктивные особенности пильной гарнитуры. Поэтому запчасти разных производителей, как правило, не взаимозаменяемые.

Если вы приобрели бензопилу одной фирмы, то и переукомплектовывать ее придется элементами того же производителя.

Толщина ведущего звена цепи может варьироваться в пределах 1,3 – 1,6 мм.
Шаг цепи имеет стандартные значения (дюймы):

  • 0,325,
  • 3/8,
  • 0,404.

Если разделить 3 на 8, то получится значение — 0,375. Оно зрительно напоминает первую указанную цифру — 0,325. Во избежание путаницы со стороны потребителей, и была принята стандартизация – вместо 0,375 пишут 3/8.

Подбор гарнитуры бензопилы под характеристики двигателя

Пильная гарнитура всегда подбирается под характеристики двигателя. Чем больше шаг гарнитуры, тем сильнее она вгрызается в древесину, тем она агрессивнее. Но под агрессивную цепь нужен и мощный двигатель.

Для слабомощного (читай – любительского) двигателя гарнитура с шагом 3/8 дюйма становится уже непосильной обузой. Дисбаланс характеристик, приводит к низкой производительности, перерасходу топлива, быстрому выходу инструмента со строя.
Существует следующая закономерность.
При объеме цилиндра двигателя 40 -50 куб. см. наиболее подходящей является 0,325-гарнитура. Повышенная мощность с тем же объемом цилиндра (форсированный двигатель) может потянуть и 3/8 гарнитуру.

Для мощных профессиональных пил может быть установлена любая пильная гарнитура.Для использования в домашнем хозяйстве существуют специальные низкопроизводительные цепи с шагом 0,325 дюйма низкопрофильной конструкции. Эти гарнитуры отличаются очень малым уровнем вибрации и малой склонностью к возникновению обратного удара.

Высокопрофильные цепи 3/8 и 0,404 дюйма имеют значительно больший собственный уровень вибрации, поэтому предназначены для использования на пилах двух-массовой конструкции. Ими можно профессионально пилить толстые деревья.

Также существуют особенные гарнитуры с напайками на зубьях из прочных металлов для распиловки весьма твердой или мерзлой древесины.

Шина гарнитуры

Шина должна быть оптимальной длины. Такая длина рекомендуется производителем в сопроводительных документах. Длина шины ограничивается мощностью двигателя. Чем длиннее шина, чем больше на ней цепи, чем больше количество зубьев контактирую с разрезаемым материалом, тем выше нагрузка на двигатель.

Рекомендации производителя по подбору длины шины следует понимать как максимально возможное значение. Шину меньшей длины применять можно, а более длинную применять не желательно.

Также существуют особые облегченные конструкции шин для бензопил, которые позволяют значительно уменьшить вес рабочего инструмента в сборе.

Смазка пильной гарнитуры

Смазка пильной гарнитуры осуществляется маслом из второго бака установленного на блоке ручек. Объем этого бака, подобран таким образом, что масло, как правило, заканчивается одновременно с топливом для двигателя.

В целом объем баков рассчитан обычно на 1 час непрерывной работы бензопилы на полной мощности. Как и в случае с маслом для двигателя, для смазывания пильной гарнитуры можно применить обычное моторное масло, но все же лучше использовать специализированные масла рекомендуемые производителем.

Технические характеристики и особенности применения

Возвращаемся к мощности двигателя. Большая мощность – гарантия того, что пила перепилит практически любой ствол. Это, в общем то не плохо. Но возрастание мощности влечет за собой увеличение веса, что весьма нежелательно даже для домашнего использования, не говоря уже о профессиональной пилке деревьев. Также с ростом мощности увеличивается и стоимость инструмента и вибрации. Поэтому выбор бензопилы сводится к компромиссному решению по мощности и по весу.

Разброс мощности профессиональных пил весьма широк – от 2 до 6 киловатт. Ее выбор зависит от условий применения. Ведь древесина может быть мягкая, а может быть и твердая, стволы могут быть тонкими или очень толстыми.Для бытового применения существует ряд пил стандартной малой мощности, оснащенных низкопрофильной 0,325-гарнитурой. Большая мощность для бензопилы, применяемой в домашнем хозяйстве, в общем то и ни к чему.

Скорость резанья бензопилой

Скорость резанья зависит во многом не от технических характеристик самой пилы, а от того в каком состоянии находится режущая цепь. Тупая цепь ничего не разрежет, а просто нагрузит двигатель бензопилы.Цепь нужно править регулярно, а пильную гарнитуру поддерживать в рабочем состоянии. Тогда и бензопила будет резать быстро и прослужит долго.

Ресурс работы

Бензопила имеет ограниченный ресурс работы. Срок капитального ремонта обычно наступает, когда компрессия в цилиндре двигателя падает до 0,6 от паспортного значения. Но точно в моточасах определить ресурс работы довольно сложно, в паспортах указывается условное значение, ведь условия работы двигателя могут быть самые разные.

На ресурс повлияет и качество топлива, и температурно-сезонный режим, и работа на непрогретом инструменте, и, особенно, затрачиваемая мощность на резанье, которое в свою очередь зависит от качества и состояния гарнитуры и вида древесины.Если хотите чтобы инструмент служил долго, не перегружайте свою бензопилу, ухаживайте за ней в соответствии с инструкцией.

Опасность обратного удара

При работе с бензопилой существует опасность обратного удара. Это явление выражено в резком отбрасывании бензопилы от распиливаемой древесины. Для решения этой проблемы на бензопилах устанавливается цепной тормоз, функция которого – предельно быстро остановить режущий орган, при возникновении опасной ситуации. Привод тормоза выполнен в виде щитка перед левой рукой пильщика. Во время отброса пилы, за счет силы инерции или вследствие воздействия левой руки пильщика, щиток откидывается вперед и таким образом включает цепной тормоз.

Классификация бензопил

Бензопилы принято подразделять на:

  • профессиональные,
  • полупрофессиональные,
  • бытовые.
  • Такое разделение создали сами производители в соответствии с потребностями рынка. Действительно, зачем в домашнем хозяйстве весьма дорогая, мощная, с очень большим ресурсом работы бензопила?

Для дома (для редкой распилки дров, спиливания отдельных деревьев, распиловки досок) подойдет весьма дешевая и слабомощная и не ресурсная пила. Но, к примеру, на лесоповале такой пиле делать будет уже нечего, разве что она подойдет для редких вспомогательных работ.

Профессиональные пилы могут быть разной мощности (2-6 кВт), но они исключительно надежны, могут работать без перерывов круглые сутки. Заявленный ресурс работы таких пил – до 2000 моточасов.

Пилы для домашнего использования – слабомощные, с низкопрофильной цепью (предохраняет от обратного удара), рассчитанные на работу около получаса в сутки, их ресурс работы в 3 раза меньше чем у профессиональных.

Выделяют также полупрофессиональные пилы, которыми можно заниматься валкой деревьев, единственное, их нельзя использовать для непрерывной работы.

Как эксплуатировать и как запустить в работу

Инструкция по эксплуатации бензопилы обязательна к исполнению. Если хотите чтобы инструмент не ломался, то придерживайтесь правил эксплуатации, требований сервисного обслуживания.

Например, для многих бензопил условием запуска двигателя в работу является подсоединение полностью собранной и отрегулированной пильной гарнитуры. Один двигатель включать нельзя, иначе можно повредить сцепление.

Поэтому запускать бензопилу нужно по инструкции. Сперва, нужно собрать и отрегулировать пилу полностью. Отрегулировав гарнитуру, залив топливо (бензин + масло) и смазку в баки можно приступать к запуску.

Пуск лучше выполнять, как и требуется, весьма резкой и сильной потяжкой за пусковой тросик, с тем, чтобы сразу придать необходимые обороты коленчатому валу. В случае слабой потяжки можно зря напустить бензин в цилиндр, залить свечу бензином, и усложнить процедуру пуска. Если пуск удачный, то соблюдая все требования безопасности, можно приступать к работе.

Related posts